Досрочные местные выборы в Украине: реально ли это и что говорит закон

Досрочные местные выборы в Украине: реально ли это и что говорит закон

Парламентская кампания еще не закончилась, а политики уже всерьез обсуждают возможность проведения досрочных местных выборов. Но насколько их реально провести, и как это соотносится с законами и Конституцией Украины? Об этом рассказала народный депутат Украины VIII созыва, кандидат наук по государственному управлению Елена Бойко.

«О внеочередных местных выборах … Никогда не комментировала слухи … Но слишком активно обсуждается возможность местных выборов в 2019 году — за год до очередных.

Согласно ч. 30 ст. 85 Конституции Украины, именно к полномочиям Верховной Рады относится назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Таким образом, никакая другая организация не имеет полномочий на объявление внеочередных местных выборов.

Замечу, что, согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», внеочередные выборы местных советов, сельского, поселкового, городского головы назначаются Верховной Радой в связи с досрочным прекращении их полномочий.

Итак, назначить внеочередные выборы возможно только при условии досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления. При этом Закон определяет исключительные основания досрочного прекращения таких полномочий. Так, ч. 1 ст. 78 Закона определяет следующие основания:

  1. если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, этого и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом;
  2. если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные настоящим Законом, или совет не решает вопросы, отнесенные к его компетенции;
  3. предусмотренных законами Украины «Про военно-гражданские администрации», «О правовом режиме военного положения».

Кроме того, Закон определяет четкий порядок инициирования досрочного прекращения полномочий. Та же ст. 79 Закона определяет исключительные основания досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы и четкий порядок инициирования досрочного прекращения полномочий. А после внедрения децентрализации, изменениями в Закон добавлено ст. 79-1, которая регламентирует такой порядок по старостам. Но по старостам принимает решение не парламент.

А теперь считаем: всего в Украине 9987 местных советов. По каждому совету, городскому (сельскому, поселковому) голове нужно принять отдельное постановление о назначении внеочередных местных выборов. Но еще раз подчеркиваю: сначала досрочно прекратить полномочия в соответствии с Законом. И интересно, какое же должно быть основание такого решения? При этом непонятно, как и кто принудит (а главное, согласно какой нормы Закона) назначить внеочередные выборы старост?

Следующее. Бюджет Украины на 2019 не предусматривает средств на внеочередные местные выборы. Следовательно, нужно вносить изменения в бюджет Украины на 2019 год. Кроме того, это по сути, не целевое использование бюджетных средств: во многих ОТГ году только состоялись первые местные выборы. А вновь избранные на внеочередных выборах органы местного самоуправления просуществуют лишь до очередных местных выборов (ст. 141 Конституции Украины) — до 2020 года.

Следует также учесть, что Регламент Верховной Рады предусматривает определенную процедуру прохождения законопроектов (инициатива, рассмотрение комитетом, утверждение повестки дня сессии), а также то, что комитеты точно не сформируются так быстро, как того хотят.

Теперь открываем Закона Украины «О местных выборах»: ч. 3 ст. 14 опять-таки напоминает, что внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий …. Ч. 1 ст. 15 определяет, что внеочередные местные выборы назначаются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Учитывая, что нужно сначала сформировать состав комитета, который рассмотрит этот вопрос, потом процедурно соблюсти все правила, то гипотетически такие выборы могут затянуться аж под декабрь.

Впрочем подчеркиваю — назначение внеочередных выборов всех органов местного самоуправления станет нарушением Конституции и законов Украины. Более того, это будет нарушением Европейской Хартии местного самоуправления.

Подчеркиваю, что наибольшая угроза от этих выборов именно для реформы децентрализации: мы вместе с экспертами уже акцентировали внимание на том, что пока административно-территориальных устройство не готово к проведению местных выборов, учитывая незавершенность процесса формирования ОТГ по всей Украине. Кроме того, именно администрирование выборов будет сверхсложным: есть ОТГ, которые образованы в пределах целого района или ОТГ, что созданы из частей двух-трех районов. Элементарный вопрос: как администрировать, например, составление списков избирателей. Или более глобальное: кого и как будут выбирать такие ОТГ? Именно поэтому до очередных местных выборов важно завершить второй этап реформы децентрализации и утвердить новое админтерустройство.

Другая глобальная проблема — сам закон о местных выборах: много нареканий на избирательную систему. А вновь принятый Кодекс о выборах вступает в силу с 2023 (в случае вступления в силу).

Право силы не является силой права, к сожалению …».

Источник