История троллейбусного движения в Николаеве начинается 29 октября 1967 года, когда во время многотысячного торжественного митинга на Привокзальной площади были представлены первые шесть троллейбусов «Киев-4» Киевского завода электротранспорта. К концу 1967 года их было уже десять.
Наряду с ЗиУ-5 троллейбусы «Киев-4» были основным типом подвижного состава в Николаеве на протяжении пяти лет. Последняя партия этих троллейбусов поступила в город в 1969 году, а в 1976 г. с маршрута был снят последний троллейбус «Киев-4».
Первая линия соединила кольцо возле старого городского кладбища и старый железнодорожный вокзал.
Вторая линия шла от того же кольца до Центрального рынка.
В августе 1968 года была сдана в эксплуатацию третья троллейбусная линия, соединившая вокзал с районом парка Петровского.
В этом же году в Николаев прибыли первые 14 троллейбусов ЗиУ-5, собранные на заводе им. Урицкого. Это были комфортабельные и вместительные троллейбусы, которые поступали в Николаев до 1971 года. Всего эксплуатировалось в городе 54 машины этой марки, а последний ЗиУ-5 ушел с городского маршрута в 1985 году, пишет на mkrada.gov.ua в очерке об истории троллейбусного движения в Николаеве Максим Короленко.
В сентябре 1969 года был открыт маршрут №4 Вокзал-Лески по проспекту Ленина и улице Генерала Карпенко.
Поскольку троллейбусный парк только ещё строился, мойка машин производилась на грузовом вокзале, сложные поломки устранялись в трамвайном депо. А «парковались» на ночь троллейбусы под открытым небом на Пушкинском кольце.
Строительство троллейбусного депо завершилось 5 марта 1970 г., а к концу года парк насчитывал уже 73 единицы подвижного состава.
В 1973 году длина троллейбусных линий достигала 33,4 км.
Пятая линия троллейбусного движения была открыта в июле 1974 года. Маршрут № 5 длиной около пяти километров шел от начала Октябрьского проспекта по проспекту Мира до станции Сортировочная.
К концу 1970-х годов возникла острая необходимость для строительства новой ветки в микрорайон Соляные. Шестая линия была открыта зимой 1983 года. Маршрут №6 начинался в Парке Петровского, пересекал разводной мост и заканчивался в самом конце проспекта Героев Сталинграда.
Седьмая ветка троллейбусного движения была открыта в декабре 1985 года. Открытие новой линии и перенос пассажирского вокзала на станцию Сортировочная внесли некоторые изменения в маршрутную схему города. Некоторые троллейбусные маршруты, следовавшие в Лески, стали заезжать в новый микрорайон Намыв.
В середине 90-х, чтоб хоть немного разгрузить центр города, в управлении горэлектротранспорта пошли на эксперимент, в результате чего на улицах Николаева появились непривычные «поезда», состоящие из двух троллейбусов ЗиУ-682. Сначала они ходили по маршруту №6, а затем стали работать на специально организованной линии №2а Лески-Вокзал Николаев пассажирский.
В конце 90-х несмотря на сложную экономическую ситуацию, был проложен новый небольшой участок троллейбусной линии в микрорайон Северный и открыт маршрут Северный-Стадион, позже продленный до Лесков.
Сейчас идут работы по строительству троллейбусной линии вокруг микрорайона Намыв. Планируется, что ее запустят до конца этого года. На сегодня установлены все опоры, наружное освещение, заканчиваются работы по установке контактной сети, оборудованы остановочные комплексы и заканчивается их благоустройство, подготовлен фундамент под тяговую подстанцию.
Кроме того, городские власти планируют купить в кредит 60 троллейбусов, 20 из которых будут на автономном ходу, чтобы пустить их в отдаленные районы Николаева, куда не проложены троллейбусные линии.
Напомним, в Николаеве подорожал проезд в трамваях и троллейбусах.
Уникальные фотографии - из Николаевского областного архива.